министерство
Отдел образования

Версия для слабовидящих


КОНТАКТЫ:

г. Бахчисарай,
ул. Советская, 5.
E-mail: bahchisaray@crimeaedu.ru
Тел.: (06554) 4-34-17

Мы ВКонтакте

РЕЖИМ РАБОТЫ: понедельник - пятница, с 8:00 - до 17:00, 13:00 - 14:00 - обеденный перерыв                                                                                                                                  ПРИЕМНЫЕ ДНИ                        Начальник: ВТОРНИК;       Главный специалист по дошкольному образованию: ВТОРНИК;      Расчетный отдел: ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ.

Об актуальном состоянии образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (2017-04-18)



768

«… Из того, как общество относится к инвалидам

делают выводы о том, насколько оно цивилизовано.

И России здесь есть чему учиться».

В. В. Путин

В четверг, 13 апреля, в большом зале администрации Бахчисарайского района состоялся семинар для педагогов-психологов, учителей-логопедов и тьюторов дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций управления образования, молодежи и спорта.

Тема семинара «Об актуальном состоянии образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра» была выбрана не случайно. Всем известно, что 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма» и в образовательных учреждениях нашего района обучаются и воспитываются дети с данной проблемой.

В ходе прошедшего семинара наши коллеги поделились своим профессиональным опытом, который они накопили за несколько лет работы с детьми с ОВЗ, а конкретно, с детьми расстройством аутистического спектра (РАС). Перед коллегами выступили:

— Куринная Елена Александровна, педагог-психолог и Шестакова Елена Васильевна, учитель-логопед «МБОУ Бахчисараской СОШ №1» с темой: «Методы психологической коррекции, растройств утистического спектра. Коррекционная работа психолога с детьми РДА в школе»;

— Гладнева Надежда Владимировна, тьютор и Якубова Лиля Александровна, методист МБДОУ ДС «Ручеек» с.Тенистое с темой: «Инклюзия детей с расстройством аутистического спектра (из опыта работы)»;

— Грищенко Людмила Анатольевна, учитель-логопед МБОУ «Гимназия» с темой: «Работа логопеда в рамках комплексного сопровождения учащихся с ОВЗ, получающими образование в условиях МБОУ «Гимназия» г. Бахчисарай РК».

Коллеги рассказали о том, каких результатов им удалось достигнуть в работе с такими детьми, с какими трудностями им приходится сталкиваться и поделились планами работы в данном направлении на будушее.

Так же на семинаре были освещены темы, касающиеся деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.

— с темой «Нормативно-правовая база школьного ПМПк» выступила Павлюкова Марина Дмитриевна, специалист психолого-медико-педагогической комиссии г.Бахчисарай (далее ПМПК)

— на вопросы, касающиеся организации работы с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях, ответила заведующий ПМПК Бахчисарайского района Врублевская Ирина Вячеславовна, выступив с темой «Методические  рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ».

В ходе семинара приняли участие 36 человек (педагоги-психологи, учителя-логопеды и тьюторы дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений Бахчисарайского района). В ходе семинара выдержаны три стадии: вызова, осмысления и рефлексии. Обратная связь доказывает, что коллеги понимают важность инклюзивной формы обучения для детей с ОВЗ и необходимость разработки и внедрения форм работы с такими детьми, позволяющих преодолевать их социальную исключенность и способствующих реабилитации и их полноценной интеграции в общество.

В ходе семинара коллеги уделили внимание вопросу прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, которые закреплены законодательно и обратили внимание на тот факт, что, сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в законах, не всегда реализуются на практике. Проблемы практической реализации образования детей с ОВЗ, прежде всего, связаны с материально-техническими и социальными факторами. Для организации инклюзивного образования необходимы — меньшие по наполняемости группы и классы; адаптированные учебные программы; специальное коррекционно-развивающее оборудование; тьютор, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат образовательных учреждений должен быть достаточно укомплектован высококвалифицированными кадрами. Но более всего, мы сталкиваемся с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ некоторых педагогов принять принципы инклюзивного образования.

Педагогам, реализующим практику инклюзивного образования, необходимо обратить внимание на формирование собственного ценностного уровня, что включает в себя в первую очередь, развитое чувство эмпатии, которое является спасательным кругом для самого педагога и поможет ему поддержать собственное психологическое здоровье. Многие исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, реализующими инклюзивную образовательную практику.

Наши наблюдения также показывают, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда педагог начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников.

Также педагогам и психологам необходимо в своей работе уделять больше внимания родителям детей обеих категорий, и здоровых и детей с ОВЗ. Они так же нуждаются в психологическом сопровождении. Родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Важным при работе с данной категорией родителей является — донести уже накопленный опыт, доказывающий, что развитие здоровых детей не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в инклюзивных группах, чем в обычной, традиционной группе. Основу работы с родителями здоровых детей должен составлять цикл занятий, направленных на развитие толерантности.

В сложившейся ситуации очень важно транслирование каждого положительного опыта практической реализации инклюзивного подхода в обучении. Дети с ОВЗ и конкретно дети с диагнозом РАС – это особые дети, нуждающиеся в совершенно иных, условиях образования. Конечно, со стороны взрослых это часто требует долгого времени и терпения, но специалисты, работающие с такими детьми в образовательных учреждениях нашего района, уже могут с уверенностью сказать, что такие дети могут достичь прекрасных результатов, удивляя и радуя нас.

Для дальнейшей работы коллеги получили методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ, в том числе и с детьми с РАС. Семинар прошел в условиях продуктивной – положительной атмосферы, об этом свидетельствует письменная и устная обратная связь.

И. В. ВРУБЛЕВСКАЯ,

заведующий ПМПК.